Антигололедные реагенты предназначены для эффективной борьбы со льдом, образующимся на дорожных покрытиях в зимний период времени. Однако вместе со своими положительными функциями, такие реагенты приносят немало хлопот пешеходам, пачкая их обувь и одежду, а также водителям транспортных средств, двигающихся по дорогам, создавая жижу под колесами их машин, и изъедая коррозией автомобильные кузова. При этом специалисты дорожно-коммунальных предприятий Москвы считают, что появление дорожной грязи не связано с использованием антигололедных реагентов, которое уже давно стало экологически чистым. По их словам, жижу привозят автомобили, приезжающие в столицу из других регионов. Однако по утверждению экспертов, использование антигололедных реагентов может принести значительный экологический ущерб, в связи с их отрицательным воздействием на окружающую атмосферу и человеческое здоровье.
Несмотря на некоторые отличия реагентов между собой, общая цель, для которой они предназначены, заключается в понижении точки плавления снега. В соответствии с определенной квалификацией, противогололедные химические вещества бывают твердыми, жидкими и гранулированными. Твердые реагенты наиболее часто применяются при снежных, слякотных погодных условиях, а жидкие - при сухой погоде, гололеде. Растапливание снега производится через тепловую энергию, выделяемую в результате поглощения кристаллами твердого реагента влаги из окружающей атмосферы после его попадания на снежную поверхность и переходе его из твердого агрегатного состояния в жидкое. Смесь, образовавшаяся из растопленного льда, снега и реагента, получила название «рассол»: рассол замерзает при меньшей температуре, чем вода. Предназначение антигололедного реагента заключается в растапливании льда и предотвращении возникновения гололеда. При этом качество противогололедного реагента измеряется объемом расплавленного снега и льда (чем больше, тем лучше) при минимально возможной температуре, а также его воздействием на окружающую атмосферу (чем меньше, тем лучше).
Основное отличие использования твердых и жидких реагентов заключается в том, что первые применяются после очистки территории от снежного покрова, а вторые, наоборот, до выпадения снега. Кроме того, температурный уровень, при котором рекомендуется использование жидких реагентов, должен быть ниже –5 °С. Для их распределения лучше всего использовать специальные механизмы, а покрывать ими рекомендуется огромные территории. При обработке дорожного покрытия с уже сформировавшейся ледяной коркой жидкими реагентами, вероятность аварий на определенный период времени резко увеличивается, поэтому реагенты в таком агрегатном состоянии лучше всего использовать для предупредительной обработки. Движение автомобилей по дороге нормализуется только после расплавления ледовых образований.
Все вещи в этом мире имеют как преимущества, так и недостатки. Противогололедные реагенты не являются исключением: при наличии у них большого количества положительных качеств, они имеют и определенные отрицательные характеристики. Среди главных факторов, от которых зависит эффективность данных материалов, можно назвать температуру замерзания и концентрацию растворов, их вязкость, плавящее свойство, расход химических веществ, коррозионную активность и др.
Для борьбы с ледовыми образованиями на дорогах в настоящее время используются антигололедные средства самой различной формы. Очищение дорог от обледенений осуществляется с помощью таких твердых препаратов, как ХКФ, Айсмелта, «Биомага» и НКММ, техническая соль. Удаление последствий снежных метелей производится также с использованием жидких реагентов: ХКМ, содержащего ингибитор коррозии, ацетата аммония модифицированного «Антиснег»-1 и ацетата калия модифицированного «Нордикс-П».